"XX ВЕК: ВЕХИ ИСТОРИИ - ВЕХИ СУДЬБЫ"
Ответы на анкету журнала "Дружба Народов"
1995 г.

1. Фамилия, имя, отчество.
Буртин Юрий Григорьевич.

2. Дата и место рождения.
3 сентября 1932 года, Ленинград.

3. Ваш нынешний статус (профессия, социальное положение).
Литератор (член Союза писателей и ПЕН-клуба), пенсионер по инвалидности (1-я группа).

4. Кто были Ваши родители (их имена, происхождение, род занятий)?
Буртин Григорий Борисович (по паспорту - Гирш Бенционович, но на моей памяти отца никто так не звал), сын еврея-часовщика из г. Режица (Резекне), ныне в Латвии, врач, до своей смерти в 1943 году многие годы заведовал Ереминской сельской больницей в Пестовском районе Новгородской (ранее Ленинградской) области. Мать, Екатерина Тимофеевна, урожденная Васильева, дочь крестьянина Новгородского уезда, сельская учительница. Умерла в 1970 году.

5. Какое место имело семейное воспитание в формировании Вас как личности?
Влияние родителей, особенно матери, было очень значительным.

6. Кто оказал влияние на формирование Вашего мироощущения? Ваши пристрастия и антипатии в литературе, искусстве, философии?
Деревенская среда, в которой я вырос, русская и мировая классика, главным образом XIX века (в детстве и отрочестве я много читал), среди современных писателей особенно сильным было влияние Твардовского. Долгое время, чуть ли не до 30-35 лет, меня отвращал своей "надуманностью", "неправдоподобием" лиц и положений Достоевский (особенно "Село Степанчиково"). В живописи и поэзии я равнодушен к авангардизму, хотя и не без исключений. Наибольшая радость - от некоторых старых мастеров (Рафаэль, Эль-Греко, Рембрандт), французских импрессионистов и наших "мирискусников".

7. Ваше отношение к религии, ее роль в истории России и ее будущем.
Я нерелигиозен. Мне близки этические ценности христианства, но меня отталкивает наше официально-государственное православие.

8. Какое образование Вы получили? Что предопределило выбор профессии?
Филологический факультет Ленинградского университета. Выбор профессии предопределило желание заниматься литературной критикой, возникшее еще в средней школе - в немалой мере из противоречия с утверждениями и оценками тогдашней (конец 40-х годов) критики и школьных учебников. Особенно злила меня трактовка "Тихого Дона" Шолохова, похвалы, расточаемые произведениям С. Бабаевского и тому подобным слащавым литературным поделкам. Уже на первом курсе университета, на конференции студенческого научного общества, я напустился на Бабаевского, Е. Мальцева и пр. - и получил резкую отповедь со стороны доцента Е. И. Наумова, руководившего конференцией. Годом позже мой доклад о "Тихом Доне", где я доказывал, что Григорий Мелехов - отнюдь не отщепенец, а воплощение трагической судьбы народа в революции, был допущен для прочтения лишь в узком кругу - на заседании кафедры советской литературы и подвергся жесточайшему разгрому с употреблением таких слов, как "кулацкие тенденции", "бухаринщина", "гамбургский счет советской литературе" и т. п. Дело происходило в 1951 году, и меня чуть было не вышибли из университета (спасло заступничество А. Г. Дементьева и Федора Абрамова, аспиранта, секретаря партбюро факультета).

9. Где и когда была Ваша первая публикация в печати? Какое произведение? Что из написанного считаете наиболее и наименее удачным? Почему?
Рецензия в журнале "Нева" (1959. N6 2) на книжечку поэтов Поволжья. Через месяц - более существенная на роман Ф. Абрамова "Братья и сестры" ("Новый мир". 1959. № 4), с нее началось мое регулярное сотрудничество в этом журнале, продолжавшееся до его разгрома в 1970 году. За свою жизнь я написал десятки критических и публицистических статей. Среди писавшихся с особым подъемом - "О частушках" ("Новый мир". 1968. № 1), "Вам, из другого поколенья..." ("Октябрь". 1987. № 8), "Ахиллесова пята исторической теории Маркса" ("Октябрь". 1989. № 11-12), "Горбачев" ("Независимая газета". 1991. 17 января), "Чужая власть" (там же. 1992. 1 декабря), "Оборотень" ("Октябрь". 1994. № Л). Пример неудачной работы - статья о творчестве В. Тендрякова в журнале "Дон" (1962 или 1963 г.).

10. Какие события Вашей жизни Вы считаете важными?
В начале 1958 года, в бытность учителем в железнодорожной школе для взрослых на станции Буй Северной ж. д., я предпринял (при поддержке некоторых своих коллег и большинства учеников школы) попытку выдвинуть "альтернативного" кандидата (А. Т. Твардовского) на выборах в Верховный Совет СССР, за что был исключен из кандидатов в члены КПСС по обвинению в "ревизионизме". Это освободило меня от еще сохранявшихся иллюзий. В конце 1965 года на "предзащите" своей диссертации в Институте мировой литературы я сказал слова благодарности арестованному и ожидавшему суда А. Д. Синявскому. Мой отказ взять эти слова обратно повлек за собой отмену рекомендации диссертации к защите, зато послужил моему сближению с диссидентской средой.
Едва ли не главное событие моей жизни - приглашение войти в состав редакции "Нового мира", возглавлявшегося Твардовским. Там с июля 1967-го и до начала 1970 года я редактировал раздел "Политика и наука" и подал заявление об уходе в день прихода в редакцию нового главного редактора. Если работа в "Новом мире" была счастливейшим временем моей жизни, то разгром журнала и вынужденный уход из него был воспринят мною как катастрофа, после которой я долго не мог оправиться.
Из дальнейшего отмечу работу в издательстве "Советская энциклопедия" по подготовке первых томов в высшей степени своеобразного и ценного издания - словаря "Русские писатели. 1800-1917" (в том числе и в качестве автора Методических указаний к этому изданию). Параллельно я работал - разумеется, "в стол" - над критическим исследованием проблемы социализма (часть этой работы была позднее опубликована в виде упомянутой статьи "Ахиллесова пята...").
С началом "перестройки" я принял в ней активное участие как публицист, главный редактор газет "Демократическая Россия" (1991, совместно с И. М. Клямкиным) и "Гражданская мысль" (1993, всего десять номеров).

11. Ваш взгляд на собственный творческий путь. Ваша основная тема...
Среди основных тем - творчество А. Твардовского в контексте духовной истории советских лет, произведения писателей-"деревенщиков" (Е. Дорош, А. Яшин, П. Ребрин), "реальная критика" Добролюбова, идея социализма и тупики ее практического воплощения, история "перестройки" и характеристика нового строя, который явился ее результатом (статьи на эту тему собраны в моей книжке "Новый строй", вышедшей весной 1995 года).

12. В какой степени события современной общественной жизни воздействуют на Ваше творчество, внутреннее состояние и социальное поведение? Какие из них считаете наиболее значительными? Состоите ли участником какого-либо движения, партии и т.д.?
Ответ на первую часть вопроса, пожалуй, дан выше. Кроме событий 1988 - 1990 годов, связанных с преобразованием собственности и явно недооцененных тогда нашей общественностью (в том числе и автором этих строк), разгром августовского путча в 1991 году, распад СССР, обстрел Белого дома в октябре 1993-го, псевдореферендум по новой конституции, ввод войск в Чечню.
С 1958 года в политических партиях не состою. Осенью 1991 года был избран (заочно) членом Совета представителей движения "Демократическая Россия", но уже в начале 1992 года приостановил свое членство в этой организации в знак протеста против конформистской линии ее руководства. В 1991-1993 годах - член маленькой группы "Независимая гражданская инициатива" (вместе с Ю. Афанасьевым, П. Баткиным, В. Бибпером, Е. Боннэр и др.).

13. Чем был XX век в истории России? Его социально-политические и нравственные итоги...
XX век Россия проиграла. Конец его отмечен формированием мафиозно-бюрократического, номенклатурного псевдокапитализма, представляющего собой перелицовку "реального социализма" сталинско-брежневского типа и не обещающего нашей стране ничего хорошего.

14. Ваша оценка таких исторических вех, как революция, культ личности, Великая Отечественная война, "оттепель", перестройка, распад СССР, с точки зрения их влияния на судьбу страны.
Конкретная оценка исторического значения каждого из перечисленных событий превратила бы ответ на этот вопрос в книгу, в самом же общем виде - см. ответ на предыдущий вопрос.

15. Назовите имена тех, чья деятельность в наибольшей степени (со знаком плюс или минус) оказала воздействие на ход исторических событий.
Если в России XX века, то это Ленин (фигура, воплотившая в себе трагизм j мировой истории; оценка его деятельности не может быть однозначной, но общий итог - отрицательный), Сталин (дьявол отечественной истории), Хрущев (плюс-минус), Твардовский, Солженицын, Сахаров (это героические лица нашей истории, чье влияние на судьбу страны было, безусловно, благотворным), Горбачев (плюс-минус, во внутриполитическом аспекте минус явно перевешивает), Ельцин (маленький плюс, переросший в огромный минус).

16. Русская литература XX века в контексте отечественной и мировой художественной культуры. Наиболее значительные периоды, явления, имена. Ваша оценка феномена "советская литература"...
"Советский опыт" - как в своем положительном содержании, так и, главное, как предостережение человечеству - имеет, безусловно, мировое, значение. Отсюда и значение советской литературы, крайне противоречивое, но крупное. Наиболее значительные и плодотворные периоды - начало века, 20-е годы, 60-е годы. Наиболее крупные имена - Бунин, Горький, Блок, Маяковский, Есенин, Булгаков, Шолохов ("Тихий Дон"), Твардовский, Пастернак, Гроссман, Солженицын; вплотную подступает к ним ряд других прекрасных имен, хотя, на мой взгляд, и уступающих первым по своему значению, например Куприн, Л. Андреев, Ходасевич, Волошин, Набоков, Мандельштам, Ахматова, Цветаева, А. Толстой, Тынянов, Замятин, Платонов, Зощенко, К.Чуковский, Шварц, Маршак, Заболоцкий, В. Некрасов, Эренбург (военная публицистика, мемуары), Паустовский, Домбровский, Искандер, Тендряков, Абрамов, Шукшин, Белов ("Привычное дело", "Плотницкие рассказы"), Вампилов, Трифонов, ранний Евтушенко, Окуджава - этот ряд можно продолжать и продолжать.

17. Судьба и роль русской интеллигенции в нашем столетии...
Судьба - известна, а роль, то есть значимость, менялась в разные периоды в очень широких пределах. Были периоды, когда интеллигенция оказывала очень сильное влияние на ход событий в стране (начало века, 60-е годы, первый период "перестройки"), и, напротив, такие, когда в качестве активной общественной силы, мозга и совести нации она почти полностью исчезала. Так было при Сталине (особенно в 1947-1952 гг.), так было в 70-80-е годы (до "гласности"), нечто подобное случилось и после августа 1991 года, когда значительная часть наиболее влиятельной интеллигенции добровольно отказалась от самостоятельной общественной роли и видела свою задачу лишь в поддержке Ельцина и его "правительства реформ" (не пытаясь конкретно проанализировать, в каком направлении, в чьих интересах и за чей счет эти реформы совершаются). Война в Чечне, кажется, начала выводить ее из этого жалкого состояния.

18. "Русская идея", проблемы "Россия и Запад", "Россия и Восток". Степень их актуальности, их трансформация в общественном сознании...
Ход событий лишил "русскую идею" ее мистических и мессианских (национальных, великодержавных, православно-религиозных, коммунистических) смыслов. Однако она сохраняет содержание как идея поиска Россией, русским обществом своего пути демократизации и модернизации, отвечающего нашим исторически своеобразным возможностям и традициям. Весьма важно, чтобы вопреки псевдолиберальному "каждый за себя" мы (не в ущерб никаким личным свободам) ощутили себя некой целостностью, у которой есть и общие, общенациональные вдохновляющие задачи.

19. Ваше представление о будущем страны. С какими процессами Вы его связываете?
В обозримой перспективе будущее страны будет определяться успехами и неуспехами борьбы демократических сил (которым еще нужно сформироваться, идейно самоопределиться и организоваться) против того, что я называю "номенклатурным капитализмом", консервирующим и усугубляющим нашу отсталость и азиатское подавление личности государством. Если общество не выиграет в этой борьбе, если оно и в новом столетии не сможет подчинить себе государство, тогда мы проиграем XXI век так же, как проиграли свой XX.

2 ноября 1995 г.
анкету составил А.П.Николаев


содержание
библиография